Создавать воспоминания по мотивам путешествий любят многие парфюмеры. Свои впечатления о снеге, пустыне или океане они заключают в ароматы, в которых те надежно хранятся.
Дальние страны манят всех. Для кого-то это новый вкус, для кого-то – красочные пейзажи, а парфюмеров, конечно же, привлекают ароматы. «Я прилетаю в новую страну, и стоит мне сойти с трапа самолета, как в нос сразу бьют незнакомые запахи. Я специально останавливаюсь и подолгу вдыхаю воздух чужой земли, чтобы прочувствовать свои первые впечатления от страны», – говорит парфюмер Лин Харрис. Психологи признают наличие взаимосвязи между запахами и местами, в которых мы их обоняем, и называют ее якорением. Запахи быстрее фотографий освежают наши воспоминания, так как воздействуют напрямую на лимбическую систему в головном мозге, ответственную за формирование разных реакций. За ароматом закрепляется определенная эмоция, которую мы испытываем, вдыхая его. Впоследствии это помогает мысленно перенестись на другой конец света, едва ощутив аромат из прошлых путешествий. Самые известные запахи XXI века, на которые авторов вдохновили странствия по миру, – в обзоре L’Officiel Voyage.
Аромат: Viper Green
Бренд: Ex Nihilo
Год: 2017
Верхние ноты: зеленый мандарин
Средние ноты: жасмин, ирис, гальбанум
Базовые ноты: ветивер, пачули
Недавняя поездка в холодное время года в Москву и Екатеринбург произвела яркое впечатление на основателей бренда Ex Nihilo Оливье Ройера и Бенуа Вердьера. Так появился аромат Viper Green. «На вид русские женщины очень холодные. Они красиво одеты и серьезны. Но стоит лишь немного поговорить с ними, как лед тает, на лице появляется улыбка, и ты начинаешь чувствовать тепло их души. На фоне холодной погоды, мокрого снега и льда это похоже на настоящее чудо», – говорит Оливье Ройер. Чтобы передать ощущение перехода от ледяной зелени к весенним цветам, в аромате используется запатентованная швейцарской компанией Givaudan молекула Rosyfolia, благодаря которой аромат теплеет при соприкосновении с кожей.
Аромат: Osang
Бренд: Mendittorosa
Год: 2017
Верхние ноты: гелиотроп, мед, луговые цветы, пажитник, китайский перец
Средние ноты: мускатный орех, лабданум, ирис, мирра, бензоин и стиракс
Базовые ноты: сандаловое дерево, амбра, уд, ладан, перуанский бальзам, мускус
Аромат посвящен чуду, которое на протяжении нескольких веков три раза в год случается в главном соборе Неаполя – соборе Святого Януария. 16 декабря, 19 сентября и в первую субботу мая из него выносят запаянную капсулу с твердыми частицами крови бывшего епископа города – святого мученика Януария. На глазах у сотен зрителей на площади перед собором свернувшаяся в сосуде кровь снова становится жидкой. Стефания Скуэлья, основательница бренда Mendittorosa, провела все детство в Неаполе, и память о религиозном обряде стала частью ее жизни: «Я хотела воссоздать запах собора, дымящегося ладана, молитвы и ощущения ожидания чуда. Я много лет живу в Париже, но теперь, где бы я ни находилась, Неаполь и предчувствие чуда всегда со мной». Аромат получился насыщенным, феноменально стойким, с 30%-й концентрацией парфюмерных масел. Это сложный микс луговых цветов, смешанных с ладаном, медом, смолами и дымом.
Аромат: Fleur de Liane
Бренд: L’Artisan Parfumeur
Год: 2008
Верхние ноты: морская вода, зеленые ноты
Средние ноты: календула, тубероза, магнолия, орхидея
Базовые ноты: древесные ноты, дубовый мох
Аромат был создан парфюмером Бертраном Дюшофуром после путешествия в Панаму в сезон дождей в середине 2000-х годов: «10 дней я изучал звуки, запахи, флору и фауну джунглей. Я взял с собой скетчбук, чтобы делать зарисовки этого первобытного места. Повсюду были влажные листья бананов и запутанные лианы. Вокруг щелкали туканы и чирикали другие птицы. Fleur de Liane – это аромат неизвестного цветка, который мог бы расти во влажных джунглях. У него множество нюансов: фруктово-водный, с древесным соком и мшистой зеленью и горечью».
Аромат: Finisterre
Бренд: Maria Candida Gentile
Год: 2013
Верхние ноты: морские ноты
Средние ноты: сосна, бессмертник
Базовые ноты: амбра, сандал
Аромат назван в честь мыса Финистерре в Испании, переводится с испанского как «конец земли». Мыс находится на побережье Атлантического океана, в 89 километрах от Сантьяго-де-Компостела. На создание аромата парфюмера Марию Кандиду Джентиле вдохновил путь святого Иакова: «Это длинный путь, и по дороге назад паломники зачастую оказываются в потерянном измерении, где-то между небом и землей, физическим миром и духовным. Согласно местной традиции, прошедшие по тропе должны искупаться в океане, а затем сжечь одежду, которую они носили во время паломничества, и взять на память ракушку с берега как символ их опыта. Встреча с океаном, ветром и природой, а также особая энергия этого места вдохновили меня на это творение».
Аромат: L’Air du DÉsert Marocain
Бренд: Tauer Perfumes
Год: 2005
Верхние ноты: тмин, кориандр, петитгрейн
Средние ноты: шиповник, жасмин
Базовые ноты: амбра, ветивер, кедр
Впервые парфюмер Энди Тауэр увидел пустыню, когда ему было 19 лет, и потом не раз туда возвращался. «В пустыне есть загадочная пустота, которая заставляет меня замолчать. Она усиливает чувства. Первый запах, который вы там встретите, будет сухим, амброво-теплым, так пахнут прогретые солнцем бревна и обожженная керамика. Добавьте к этому разгоряченный песок – и вы получите аромат дикой пустыни. Однако в пустыне Сахара можно встретить людей и караваны верблюдов, у них у всех тоже есть свои запахи: мускусный запах стада, напоминающий кумин, запах потного человеческого тела и металлический запах обмундирования. А мимо может проехать грузовая машина. Тогда выхлопные газы смешаются с мелкой пылью, поднятой колесами. А еще в пустыне встречаются оазисы с благоухающими цветами, зеленой травой и ледяными родниками», – писал он. Впечатления парфюмера от пустыни Сахара воплотились в аромате L’Air du Désert Marocain («Воздух марокканской пустыни» – фр.).
Аромат: Ambre Sultan
Бренд: Serge Lutens
Год: 2000
Верхние ноты: кориандр, лавр, пачули, сандал
Средние ноты: смолы, мирра, амбра, орегано, мирт
Базовые ноты: бензоин, ваниль
Своим рождением аромат обязан кусочку амбры, найденному парфюмером Сержем Лютансом на марракешском базаре в 1968 году. Парфюмер положил амбру в шкатулку из туи и забыл о ней. Открыв шкатулку много лет спустя, он обнаружил, что запах амбры перемешался с запахом древесины, и эта смесь напомнила ему о восточном базаре. Так возникла идея создать парфюм по мотивам путешествия в Марокко. Лютанс вспоминает: «Вплоть до конца 1960-х годов я не испытывал вообще никакого интереса к духам. Он зародился как раз во время той поездки в Марокко в 1968 году. Во время своих прогулок я заново открыл для себя одно из пяти чувств – любовь к запахам, – вдыхая сладковатые ароматы разных пород дерева. Раскаленный воздух, запах пыли, животных смешивались с медовым ароматом кедра из мастерских резчиков по дереву».