В этом году знаменитые платки-каре Hermés отмечают свое 80-летие. Эти каре – не просто модный аксессуар, а истинный фетиш для коллекционеров.
Достаточно лишь заикнуться в социальных сетях об Hermès, как моментально возникает мощная дружелюбная армия фанатов этой благородной французской марки, основанной Тьерри Эрмес в 1837 году в Париже как мастерская по производству конной упряжи. Конечно, далеко не каждому по карману приобрести культовые сумки дома — Birkin и Kelly, а вот позволить себе шелковый платок может практически любая. Еще приятнее получить его в подарок. Все платки Hermès делятся на четыре группы: 90 на 90 см – классическое каре, 45 на 45 см – миниатюрный «гаврош», 70 см на 70 см – бандана и, наконец, 140 см на 140 см маркируются как GM, эти большие платки, во-первых, самые дорогие, а, во-вторых, у них другой состав – не чистый шелк, а шелк с кашемиром, 35 и 65 процентов соответственно. Коллекционируют, как правило, типовые стандартные каре – их хранят свернутыми во избежании заломов в персональных прозрачных папках. Рядовая коллекция может достигать 200 единиц. Покупают платки в винтажных европейских магазинах, на блошиных рынках Парижа и Лондона, а также на аукционах и в специализированных интернет-группах. Стоимость редкого коллекционного платка, выпущенного в лимитированной серии, может достигать 1200-1500 тысяч евро.
Самый первый платок Hermès был создан в 1937 году, он носил довольно длинное название Jeu des Omnibus et Dames Blanches. С тех пор Hermès выпускает новые платки каждые три месяца – таков привычный сезонный шаг, каждый мотив выполняется в восьми цветовых решениях. Лимитированные серии, посвященные тем или иным персонам, странам или событиям появляются в любое время. За 80 лет было разработано более 1500 разнообразных мотивов. Один экземпляр каждого платка сохраняется в архиве дома Hermès, в называемой кареотеке, остальные поступают в магазине. По статистике с мире каждые полчаса приобретается один платок Hermès.
В чем же секрет успеха? Во-первых, в неподражаемом качестве. Стопроцентно шелковые платки Hermès очень плотные, как бы «хрустящие» от своей плотности и необычайно долго сохраняют форму – конечно, если их правильно хранить. Среди фанатов марки принято говорить, что платки Hermès словно оглушают: если носить их, как это делает британская королева Елизавета II, узлом под подбородком, то слышать вы будете значительно хуже, чем если бы вы были без платка на голове. Во-вторых, в Hermès традиционно трепетно и профессионально подходят к дизайну изделий, даже самых маленьких «гаврошей». К созданию рисунка привлекается не только дизайнерский отдел марки, но и бесчисленное множество национальных художников из самых разных стран. Для российских серий каре Hermès делала эскизы живущая в Париже Евгения Мирошниченко. На сегодня она единственный российский рисовальщик великой французской марки: в 2006-м вышел ее русский платок «Кириллица», а в 2009-м – платок «Забавушка (кроме платков, Евгения Мирошниченко разработывает дизайн металлических, с эмалью браслетов и фарфора для Hermès).
Русская одиссея Hermès сама по себе заслуживает отдельного разговора. Кроме клиентской истории – русская аристократия традиционно закупала седла в Hermès, в отношениях России и великой марки есть и важные элементы художественного сотрудничества. Так, например, русская художница Александра Кольцова-Бычкова еще в 1929 году делала для компании Hermès графические эскизы одежды и аксессуаров. Этот исторический факт можно считать одним из первых ключевых контактов дома с русской культурой.
Русские платки в Hermès появлялись практически на регулярной основе: так, к примеру, в коллекции Александра и Екатерины Цыбиных есть платок-каре 1983 года выпуска «Весна священная», посвященный балету Вацлава Нижинского в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В 1993 году Музеи Кремля принимали у себя большую выставку платков Hermès, и многие современные коллекционеры этих предметов роскоши впервые встретились со своим фетишем именно там и тогда, за восемь лет до открытия флагманского магазина в Столешниковом переулке, 12. В 1998-м, французский дом провел еще одну выставку в российской столице – в залах Третьяковской галерии на Крымском валу. В этой экспозиции были задействованы не только, платки, торжественно помещенные в квадратные рамы, но и хитроумная машина по печати рисунка на шелковой поверхности, которая демонстрировала посетителям технологический процесс создания каре.
Главные русские коллекционеры платков Hermès – Александр и Екатерина Цыбины; их собрание Maison Carré Fondation включает 700 редких экземпляров и входит в тройку крупнейших в мире. Своими силами супруги Цыбины организовали выставку «Шелковый лабиринт», которая недавно завершилась во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. В рамках выставки были представлены 100 платков из собрания. Среди них платок «Тигрята» (2008, 400 экземпляров для фонда Джеки Чана), «Удоды» (1958, дизайн знаменитого рисовальщика Hermès Ксавье де Поре), а также платок «Большой кортеж в Москве», созданный в 1998 году специально для гостей премьеры фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (в том же году в замке Шатиньи, что под Парижем, Hermès организовывал праздник для русской публики).
Ежегодно в доме Hermès объявляется «Тема года»: роскошное светское мероприятие собирает публику на мануфактуре Hermès в пригороде Парижа. Тема отражается и в мотивах платков. И это может быть что угодно: страна, танец. Даже спорт, казалось бы, чуждый модному дому способен вдохновить на создание шелкового платка, причем такого, который помогает преодолевать серьезные идеологические противоречия между странами. Об этом свидетельствует история еще одного экспоната с уже упоминавшейся выставки «Шелковый лабиринт». Речь идет о платке Skyros, названном в честь греческого острова. Дизайн был утвержден в штаб-квартире Hermès в Париже олимпийским оргкомитетом СССР в 1979 году. Платок, выпущенный специально к Летним Олимпийским играм в Москве 1980 года, использовался членами советского оргкомитета в качестве подарка для вручения особо важным гостям.
Платок Hermès – это настоящий исторический фетиш, который не знает обычных или идеологических границ, который любим и коллекционерами, и модниками. Это вещь, которая держит не только форму, она держит осанку вот уже 80 лет.