Этим часам не страшны ни температуры Северного полюса, ни экстремальные условия подъема на Монблан.
Времена, когда профессиональные приборы были механическими, давно прошли. Это в 1911-м первый достигший Южного полюса человек Руаль Амундсен сверял время по карманным часам, созданным Julius Assmann в немецком Гласхютте. Это в 1920–1930-х Jaeger-LeCoultre был лидером в производстве измерительных приборов для гоночных автомобилей и поставщиком таких брендов, как Aston Martin, Mercedes или Jaguar. Это во Вторую мировую войну самолеты, причем разных стран – участников военных действий, летали с приборами IWC. Это в 1960-х Юрий Гагарин отправляется в космос в «Штурманских», Джон Гленн – в часах Heuer (ныне TAG Heuer), а Скотт Карпентер – в модели Navitimer от Breitling.
А первыми часами на Луне стали Speedmaster от Omega – к слову, часы Базза Олдрина, а не Нила Армстронга, Армстронг свои снял и оставил на приборной панели, такая вот незадача. Но это все в прошлом. Сейчас миром исследователей и покорителей нового и неизведанного, миром адреналина и экстрима правят точные электронные приборы от совсем других производителей. Но не всегда.
Breitling Emergency, определенно, являются исключением. Второе поколение этих часов – Emergency II (1) – было представлено на выставке Baselworld еще в 2013 году. Независимая швейцарская часовая мануфактура придумала способ спасать жизни при помощи наручного гаджета. Это кварцевые часы с механизмом вызова спасателей, причем в любой точке мира. Emergency II оснащены двухчастотным передатчиком, соответствующим стандартам Cospas-Sarsat (системы спутников на малой высоте и наземных принимающих станций). Вызвать спасателей просто, достаточно выкрутить кнопку-антенну, вторая антенна выдвинется автоматически. И сразу же начнется подача сигнала на спутники. И случаи, когда Emergency спасали жизнь, действительно были.
Но все же, когда мы говорим о швейцарских часах и экстремальном спорте и отдыхе, рисковых экспедициях и походах, мы все больше говорим о стиле жизни. О том, что, и спустившись с горы, вернувшись из яхтенного путешествия или авантюрного дайва, вы захотите оставить память о вашем увлечении на запястье.
Blancpain Fifty Fathoms (3) – не просто прекрасные дайверские часы. Это еще и романтика подводных погружений. С Blancpain на руке исследовал океан сам Жак-Ив Кусто. Другие «подводники» – Panerai – неразрывно связаны с миром профессиональных водолазов. История дайверских часов Panerai началась в 1930-х с королевского ВМФ Италии. «На гражданку» часы вышли только в 1990-х. Но и любая современная модель тестируется со всей дайверской строгостью: на производстве Panerai в Невшателе есть уникальное для швейцарской часовой индустрии оборудование, имитирующее уровни декомпрессии во время дайвинга.
У «дайверов» от Ulysse Nardin и Audemars Piguet нет столь богатой истории, зато у них прекрасное настоящее – это яркие, запоминающиеся модели Diver Deep Dive (2) и Royal Oak Offshore Diver (4), которые безупречно считываются как дайверские часы на руке.
Если для отдыха и занятий спортом вы выбираете не океан, а горы, то отличным выбором станет 1858 Geosphere от Montblanc (7). Часы в винтажном стиле из стали с керамикой с функцией мирового времени посвящены «Клубу семи вершин», членом которого мечтает стать каждый альпинист.
В 1953-м первыми покорителями горы Эверест стали сэр Эдмунд Хиллари и шерп Тенцинг. Спонсором восхождения был ныне не существующий часовой бренд Smiths, но Хиллари якобы умудрился надеть предоставленные спонсором часы Smiths Deluxe на одно запястье и Rolex Explorer (5) на другое. Как сказал сам Хиллари, «Rolex пережил экстремальные перепады температуры… и жесткие условия от ударов при восхождении по скалам».
Экстремально низкие температуры – вообще жесткая проверка для часов, немногие ее прошли. Среди часов, в которых к полюсам отправлялись не в славном прошлом, а в наши дни, – Bremont и Panerai. В Terra Nova от Bremont – специальной версии Supermarine 500 (8), созданной для одноименной экспедиции, – британский полярный исследователь Бен Сондерс в декабре 2013 года покорил Южный полюс, повторив маршрут «Терра Нова» столетней давности: тогда Роберт Фолкон Скотт с четырьмя спутниками достиг Южного полюса и обнаружил, что их на несколько недель опередил Руаль Амундсен со товарищи.
Panerai, а именно Luminor Submersible 1950 3 Days GMT (6), должны стать первыми часами, побывавшими на обоих полюсах в рамках одной экспедиции. Именно они оказались на запястье южноафриканского исследователя и искателя приключений Майка Хорна во время кругосветки Pole2Pole. Officine Panerai, разумеется, – в числе спонсоров экспедиции. Старт состоялся в мае 2016 года в Монако, а финиш был намечен на конец 2018-го.
Если путешествие вашей мечты должно быть еще дальше и выше – в космос, – то вам идеально подойдет Omega. Среди «космических» новинок 2018-го – Speedmaster Dark Side of the Moon Apollo 8 (10). Они выпущены к 50-летию знаменательного события – лунной экспедиции «Аполлон-8».
Космосу посвящены и новые модели TAG Heuer Carrera Calibre Heuer 01 и TAG Heuer Aquaracer Calibre 5 (9). Обе ознаменовали начало необычного сотрудничества – швейцарского часового производителя TAG Heuer и китайской авиакосмической индустрии. Марка стала официальным хронометристом и стратегическим партнером Лунной программы Китая.
Контракты – спонсорские и рекламные – определяют многое в наше время. И в том, что касается экстремальных часов.
Но механические часы и гаджеты от часовых компаний берут с собой на покорение вершин, полюсов или в сложный дайв не только по контракту. Так, филантроп и искатель приключений Джастин Пэкшоу не расстается со своими Rolex GMT, которые он получил в подарок от отца на 18-летие (сейчас ему 53). В них он побывал в Арктике и Антарктике, ездил верхом в Монголии и совершал яхтенные кругосветки, отправлялся в мотопробег по Африке и взбирался на Эверест. Пэкшоу считает эти часы не просто надежным спутником, но и своим талисманом – кстати, еще одна очень важная функция часов искателя приключений. Правда, в последние годы Джастин решил надеть часы и на второе запястье – и это Breitling Emergency II. К талисману прибавился спасатель.